Краудлендинг: история о том, как я нашел кнопку “бабло” и быстро ее потерял

Max Fuckin
8 min readJan 11, 2022

--

Где-то летом 2020-го года я ехал по делам в Москву и слушал подкасты Евгения Кошкина. В одном из подкастов фигурировал краудлендинговый сервис Карма. Подкаст был с основателем, если не ошибаюсь.

Краудлендинг в двух словах — это когда толпа людей собирается, но не идет на демонстрацию, а дает деньги заемщику под процент. Таким заемщиком, в основном, выступает малый бизнес.

Допустим, бизнес заключил какой-то гос. контракт на ремонт школы в одном из поселков. На реализацию проекта у него нет своих средств, поэтому он может взять кредит в банке или на краудлендинговой площадке, такой как Карма. Проценты разные, от 15 до 30, могут быть и выше.

Короче, в ту мою поездку я первый раз встретился с понятием — краудлендинг. Как оказалось, для РФ это совершенно новое направление и, зачастую, даже ЦБ не особо понимает, как тут все регулировать.

Собсно, а нам то че? Обещали под 20% годовых, поэтому опускаем забрало и поехали. Точнее, в тот момент я только записал идею и отложил ее до лучших времен.

Лучшие времена не заставили себя долго ждать и в конце октября я начал движения.

Это мои первые пополнения счета на Карме:

Интерфейс мне у них понравился, логика была ясна, я стал наблюдать, как “автоинвестирование” распределяет мои средства по заемщикам.

В процессе всей этой наводимой суеты я узнал, что в России много таких сервисов, на тот момент их уже было 10–15 штук и их число росло (имеется ввиду сервисов, которые работают официально и входят в реестр ЦБ).

Я подумал, что один сервис хорошо, но для моей любимой диверсификации стоит затестить еще что-то. Таким образом в тестовый пул попали еще два проекта: Smally и JetLend.

Суть работы примерно та же. Единственное, Smally работает в гос. закупках и типа это “гарантировало” надежность как заемщиков, так и четкое исполнение контрактов.

Итак, я начал пополнять Смолли:

Ну и чуть позже подключил ДжетЛенд:

Я за максимально пассивное инвестирование. Я не хотел и не хочу въезжать в бизнес заемщиков, коих на этих площадках сотни, анализировать их компетентность и так далее. Я хочу вложить кэш и получать свой процент. Для этого на всех подобных площадках есть возможность автоинвестирования. Один раз настраиваешь и система сама по твоим критериям распределяет средства.

Кстати, все эти проекты сами топят за то, чтобы инвесторы включили режим автоинвеста, откинулись на спинки кресла и получали удовольствие в виде выплачиваемых процентов и роста капитала.

Получается, у нас здесь кнопка бабло, да? Знай себе заходи раз в месяц и вытаскивай накопленный процент.

В теории — да. Но на практике все начало развиваться чуть по другому сценарию.

Как весь процесс выглядит в идеальном мире? Заемщик берет кредит, исполняет контракт, получает с него прибыль и часть прибыли раздает нам, инвесторам.

Но оказалось, что среди заемщиков очень много ребят, у которых либо руки из жопы, либо они изначально хотели наебать систему, либо у них что-то не срослось с заказчиками и все пошло по бороде, либо у них просто нет настроения отдавать долги.

Так я познакомился с понятием — дефолт заемщика.

В крауде это норма. Нет ни одной площадки, которая бы избежала дефолта заемщиков. И крутость самой этой площадки зависит от того, как она умеет работать с этими долгами. Уводить их в реструктуризацию или выбивать через суд эти самые долги.

По сути, это один из ключевых факторов успешности инвестиций на площадке, наряду со скорингом (умением площадки на лету отсеивать говно).

Ты можешь сделать 34к профита, которые тебе принесли проценты с займов, но дефолт одного заемщика, которому ты, например, дал 10к и он их не вернул — может загнать все инвестиции в минус.

Прошел год моего эксперимента. Время собирать камни и делать выводы.

От худшего к лучшему.

  1. Smally

Как говорят старожилы площадки, 2020-ый год был жирный и дефолтов почти не было. Все уверовали в крауд и начали вбухивать серьезные суммы, даже устраивая соревнования кто больше вкинул в того или иного заемщика.

Чуть позже в проект даже пришел крупный фонд с деньгами, который тоже начал инвестировать и закрывать заявки крупными суммами.

Но в 2021-ом году случилось так, что дефолты посыпались как из рога изобилия. Админы площадки как могли и как могут защищаются и все время пишут, что “мы перерабатываем продукт и процент дефолтов будет мизерный”. Йо, чуваки, вы классные, конечно, но кто мне вернет мой 2021-ый год?

Смотрим, что у нас происходит в ЛК Смолли согласно их аналитике:

Вроде бы, все классно, да? 651к завел, заработал на процентах 61к.

Но теперь посмотрим, сколько свободных средств (которые сейчас не инвестированы) и какая часть из всей суммы повисла в просрочках и дефолтах:

Поясню. Свободные средства у меня сейчас — 537к. Выдано — 175к.

На скриншоте видно, что в дефолт улетело аж 58 займов. В худшем раскладе, а я к нему как раз склоняюсь, все это можно списывать. Вся эта реструктуризация и суды — какая-то шляпа, которая дает весьма малый выхлоп, по крайней мере в Смолли.

Такое ощущение, что ребята просто напросто растерялись и не знают, что делать. Впечатление такое, что проект идет на дно вместе с инвесторскими бабками. Если глянуть в общую стату по системе, то там такое:

К сожалению, они перепилили стату. Раньше было более наглядно видно, что ВСЯ система работает в минус. Проценты по возвращенным займам нифига не перекрывают дефолты.

Лично я зачислил 651к, а сейчас могу вывести — 537к. Ахуенная инвестиция, не правда ли? (: В возвраты и реструктуризацию я не верю, либо это все будет длиться годами.

Если бы я просто держал деньги в трехлитровой банке — я бы был в более выигрышном положении ;)

2. Karma

Я не знаю, почему по доходности она на втором месте. Тут слишком херовая аналитика, которую ребята не могут нормально сделать уже несколько месяцев.

Один из создателей мне прямо так и сказал: нет мощностей, чтобы привести это все в нормальный вид.

Получается, у них нет денег на программистов, которые бы сделали наглядную инфографику с анализом. А начиналось все тоже довольно неплохо.

Вся аналитика умещается в один скриншот:

Завел я в систему — 541к, свободные средства сейчас, которые никуда не пристроены — 297к. Я отрубил автоинвест что на Смолли, что на Карме, поэтому деньги простаивают.

По скрину видно, что сейчас всего в работе 30 сделок. 4 из которых улетели в дефолт и идут суды. Но, блять, это хрен найдешь + доходность стоит 18% просто от балды.

Я пока не знаю, чем все здесь кончится, но скорее всего либо будет минус, либо я каким-то чудом уйду в ноль.

Сейчас я не инвестирую и жду, когда все займы отработают.

По словам владельцев, не нужно смотреть “в моменте”, надо смотреть на горизонте 1–2–5 лет. Но лично я не готов сидеть и ждать, чтобы увидеть “реальную” доходность в Карме.

Работа с просрочкой тоже на очень слабом уровне. Такое ощущение, что с должниками вообще никто работать: а) не может б) не хочет. Все это сильно бьет по доходности.

По сути, банковский вклад или ОФЗ уже обыгрывают доходность Кармы, которая в самом начале заявляла 20% годовых.

3. JetLend

ДжетЛенд оказалась самой серьезной и технологичной из этого эксперимента.

Они постоянно что-то пилят, допиливают, идут на контакт и учитывают мнение инвесторов, чтобы сделать все максимально удобно. Даже есть персональный менеджер, который мне пару раз за год звонил.

В эту площадку я суммарно завел — 614к.

И на ДАННЫЙ момент, с учетом дефолтов и задержек, это единственное место, где у меня получилось выйти в плюс. Опять же, это анализ “в моменте”. Если вдруг ВСЕ то что сейчас стабильно платится уйдет в дефолт (что маловероятно), то и эту площадку нужно будет хоронить вместе со всем краудом в РФ :)

Вот так рос баланс (пополнения + проценты) в виде нарастающего итога:

ДжетЛенд единственная площадка, куда я осенью еще докидывал немного средств. В две других я перестал заносить еще летом, когда пошла-поехала история с дефолтами.

Так выглядит стата по активам:

В портфеле сейчас 185 активов.

На площадке даже есть рынок вторичных займов, где вы можете выставить свой займ с каким-то дисктонтом, чтобы какой-то инвестор его выкупил, вы бы сразу получили деньги, хоть и меньшую сумму. Я не знаю как там что работает, ибо не участвую.

Где-то летом я подкрутил автоинвест и стал инвестировать только в надежные компании уровня А и B. Именно поэтому, часть средств простаивает. Но, вроде как, в этом году обещают наращивать объемы качественных заемщиков, посмотрим.

РЕЗЮМИРУЯ

Рынок крауда новый, не очень понятный. Сюда нужно идти только квалифицированным инвесторам. Риски весьма и весьма большие и очень легко проебать 20–30% своего депозита и выйти из этой истории полностью оплеванным.

Что буду делать я?

Прошел год, результаты я замерил.

Я склоняюсь к тому, чтобы дать шанс ДжетЛенду и еще год покрутить там депозит, перекинув его из двух других площадок.

В моей идеальной картине краудлендинг может стать еще одним источником пассивного дохода, который будет давать ежемесячный денежный поток.

Меня даже устроят 15% годовых с учетом всех дефолтов. Но, возможно, это мои влажные фантазии и через год я еще сильнее сожгу свой депозит и полностью уйду из этого направления.

Короче говоря, кнопки бабло в очередной раз не получилось и выехать на полном пассиве, загребая деньги лопатой, не очень то вышло.

Через годик напишу, чем закончилась моя история с JetLend, ну а пока делайте выводы, стоит ли для вас эта игра свеч.

--

--

Max Fuckin

Вебмастер. Интроверт. Циничная скотина. Канал в телеграме — https://t.me/max_fuckin